2014-11-29 Правило третей. Или как сделать свою фотографию лучше за пять минут.

Данная статья пригодится всем, кто только начинает интересоваться фотографией или же желает улучшить свои фотографические навыки. И так как в современном обществе фотокамера есть практически у всех, то эту статью будет полезно прочитать и вам. Фотографическое ремесло рекомендую начать с изучения такого понятия как правило третей. Данное правило поможет улучшить ваши снимки как с эстетической, так и с композиционной точки зрения. С правилом третей человечество знакомо очень давно. Его использовали в древнем Риме при проектировании и строительстве монументальных сооружений, с его помощью древние египтяне строили пирамиды, Леонардо да Винчи использовал его в своих картинах. На самом деле примеры можно приводить бесконечно. Правило третей использовалось много веков художниками, архитекторами, а в 21 веке им пользуются и фотографы.

setka

Его суть заключается в том, чтобы мысленно разделить снимаемое изображение на три части по горизонтали и вертикали, и разместить на линиях третей или в местах пересечения этих линий главный объект съемки. Это правило основано на том, что человеческий глаз, в первую очередь обращает внимание на ту часть изображения, которая находится в местах пересечения этих линий, в т.н. узловых точках. Это может быть человек, дерево, машина, здание и т.д Приведу несколько наглядных примеров, чтобы было лучше понятно: Как видим изображение разделено на три части, в нижней трети мы расположили море с лодками, в средней части морской берег и горы, и в верхней трети у нас расположилось небо. В узловых точках находятся лодки рыбаков. При просмотре фотографии взгляд в первую очередь обращает внимание именно на лодки. Еще один практический совет заключается в том, чтобы линию горизонта располагать на одной из линии третей или около нее.

001

 

На фотографии снизу в верхней трети мы также расположили небо, а в нижней и средней части мы помести море и выступ скалы. На данной фотографии в узловых точках находится такая важная часть изображения как выступ скалы. При просмотре фотографии глаз цепляет именно эту часть снимка. А линию горизонта здесь я расположил чуть ниже горизонтальной линии в верхней части снимка.

 

002

003

Чтобы не быть голословным разберем несколько картин известных художников. Возьмем для примера картину И.И. Шишкина «Дубки». Картина является классическим примером использования правила третей. Разделим картину на три равных части по вертикали и горизонтали и мы увидим правило в действии. В узловых точках художник разместил дубы и коров, лежащих в тени деревьев. Также мы видим, что в нижней трети картины расположена земля с речкой, а верхние 2/3 пространства отдано небу. Т.е линия горизонта практически точно проходит по линии разделяющей картину. Почему именно так спросите вы? В данном случае это сделано для того, чтобы дубки, которые находятся в узловых

004

точках не слились с зеленой травой на земле. Дубки это главный объект на этой картине и чтобы они были более заметны, художник нарисовал их на фоне светлого неба, а не на фоне травы. Зрителю легче разглядеть темно-зеленый дуб на фоне светло-голубого неба, чем темно-зеленый дуб на фоне зеленой травы. Как соотнести это с фотографией? Да очень легко. Весь секрет заключается в том, с какой высоты вы фотографируете объект: с уровня земли, с уровня пояса; или с уровня головы. В данном примере я подозреваю, что Шишкин сидел на стуле, когда рисовал свою картину. Если бы он рисовал ее с уровня земли, то исчезла такая часть картины как речка, которая также несет свою смысловую нагрузку. Если бы художник начал рисовать картину с уровня головы или выше, то дубки слились бы с землей, т.к мы видим, что трава на поле позади дубков, по цвету, практически идентична цвету листьев на деревьях.

005

Вторым примером рассмотрим картину И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна». Разделив картину на трети, мы видим что горизонт художник расположил ровно на линии нижней трети картины. А корабль нарисован ровно в узловой точке и на вертикальной линии трети кадра. Думаю, что объяснения здесь излишни.

006

 

007

Эту фотографию я делал для своих друзей одним из летних вечеров на закате. Как видите по разметке снизу, при построении кадра, я придерживался правила третей. Линию горизонта я разместил в области линии третей в верхней части. Т.е небо занимает верхние 1/3 кадра, а земля нижние 2/3. Самих ребят я разместил в области узловых точек в правой части кадра. Как вы видите сами, кадр вышел замечательно. Используя эти рекомендации, вы сможете, без особых проблем, получать простые и эффектные кадры.

 

008

 

010

Рассмотрим еще один эмоциональный кадр с моей съемки. Здесь мы видим, что в узловых точках я расположил фигуры ребят. Все смотрится гармонично и приятно глазу.

009

 

011

Хотел бы заметить, что правило третей является рекомендуемым, но необязательным к исполнению. Все зависит от ваших творческих задумок. На этой фотографии изображены силуэты ребят на фоне голубого неба. Несмотря на то, что объекты съемки размещены не в узловых точках кадра и не на линиях третей, фотография смотрится интересно и насыщенно.

012

013

 

В своей работе я постоянно использую правило третей и в данный момент, применение этого правила происходит на бессознательном уровне без каких-либо умственных и физических напряжений. Вы можете сами убедиться в эффективности данного приема, просто взяв свой фотоаппарат и попробовав снять своих родственников, друзей, подруг. Правило третей никогда еще никого не подводило и не портило фотографий.

014
015

 

До написания этой статьи я никогда так подробно не разбирал свои фотографии. Только сейчас я понимаю насколько глубоко во мне укоренилось данное правило. В настоящий момент уже не задумываясь, на интуитивном уровне кадр выстраивается в голове. Объекты располагаются либо в узловых точках либо на линиях третей, либо и там и там одновременно, как на этой фотографии.

016
017

 

С портретами крупным и средним планом дела обстоят точно также. В узловых точках и на линиях третей мы стараемся располагать глаза человека.

018
019
020
021

 

Любите фотографировать кошек и собачек? Правило третей пригодиться и вам. Эту простую фотографию я сделал дома напротив окна на фоне обычной стены, которая есть у каждого. На линии третей расположил кошку, а глаза кошки в области узловой точки в правом верхнем углу. Просто и эффективно. Ниже приведены несколько фотографий с разлинованными линиями, для лучшего понимания кадра.

022
023
024
025
026
 
Выводы: 
 
  • Располагать линию горизонта на одной из линий третей или около нее
  • Располагать главный объект съемки или его часть в узловых точках или на линиях третей
  • Не размещать линию горизонта по середине кадра
  • При фотографировании портретов людей средним или крупным планом стараться размещать в узловых точках глаза   человека
  • Правило третей является рекомендуемым, но не обязательным
 
 
фотограф Игорь Сорокин