2014-11-29 Анализ композиции кадра в фильме Касабланка 1942 года

Дорогие друзья, сегодня мы с вами проведем композиционный анализ фильма "Касабланка" 1942 года. Данный анализ носит субъективный характер и будет основан лишь на моем опыте восприятия пространства и плоскости. Итак приступим. Фильм начинается с главной заставки с названием фильма. Надпись выполнена в техники каллиграфии на фоне карты Африки, явно намекая зрителю, что все будет происходит именно на этом континенте. И зритель не ошибется, подумав именно так. Основные действия фильма разворачиваются в городе Касабланка, который находится в Марокко. Надпись находится под небольшим углом, придавая ей динамичность и скорость. И подготавливая зрителя к дальнейшей сцене погони за подозреваемыми.

001

В данном кадре надпись расположена ровно по центру и главная цель данного приема - это выполнение информационной функции. Необходимо сообщить зрителю название фильма и сделать небольшой намек на географическую точку мира, где будет разворачиваться действие фильма.

001_1

Следующий кадр отправляет нас прямиком в Касабланку. Мы видим, что башня слева расположена ровно на линии третей. О данном правиле я уже недавно писал в своей предыдущей статье. Сегодня мы увидим, что его с успехом используют и при съемках фильмов. Если вы включите и будет смотреть фильм, то увидите как следом последует вертикальное панорамирование. Камера поедет вниз, захватывая все больше и больше информации о данном месте. При этом, данное движение камеры имеет свой подтекст. Панорамирование сопровождается текстом о новых и светлых мечтах людей, о поиске новой жизни, но не всем мечтам суждено сбыться. И в этот момент камера с неба перемещается на землю, явно намекая на земную жизнь.

002

Диктор сообщает, что в поезде, следовавшим из Ирана убиты два курьера, перевозившие важные документы. Убийцы и возможные сообщники направились в Касабланку.

003

Обратите внимание с какой ювелирной точностью управляют взглядом зрителя. Посмотрите на похожесть форм лампы и телефонной трубки. Ключевым элементом в этом кадре является листок, по которому читает диктор. И чтобы сконцентрировать взгляд зрителя на нем, на столе рядом с диктором появляются палочки. Благодаря которым все в кадре встает на свои места. Взгляд движется от палочек к телефонной трубке и к глазам, которые в свою очередь смотрят на листок. Либо взгляд движется от палочек по карте (что очень символично) за спиной диктора, которая приводит прямо к голове и глазам, и опять все замыкается на белом листке. Режиссер добивается именно этого.

003_1

Появляется полицейский, свистящий в свисток

004

И я уверен, что вы догадались почему он у него привязан на веревочке. Веревочка ведет взгляд к свистку. В целом это суперский кадр, посмотрите на линии, которые все до единой сходятся на свистке: взгляд женщины, палки в левом верхнем углу, крыши домов, локоть. Все, до единого предмета в этой сцене, призваны работать на то, чтобы сообщить зрителю куда глядеть. Ведь сцена длится несколько секунд и у нас нет времени подробно все объяснять. Вы видите в действии визуальный язык кинематографа.

004_1

Кадр без разметки

004_2

Происходит проверка документов одного из подозреваемых

005_1

Наше любимое правило третей. И отгадайте где находится главный субъект этого кадра? Правильно, в пересечении линии третей, в т.н. узловой точке.

005

Основной предмет данного кадра это документ. Настоящий или подделка? Все взгляды именно на него. И даже случайный прохожий, смотрящий из-за спины - неслучаен. Композиция с тремя людьми всегда смотрится выигрышно в кадре.

005_2

Сцена в уличном кафе

006_1

В узловой точке молодой мужчина, пугающий отдыхающую пару. В другой узловой точке девушка, внимательно слушающая его.

006

Вообще не кадр, а сказка. Композиция треугольником, направление взгяда. Все идеально

006_2

Действие переносится в кафе "У Рика". Все взгляды приковывает к себе пианист. В этом кафе не последнюю роль играют арочные своды, поддерживающие потолок. Оператор умело управляется с ними и использует их, чтобы направлять и контролировать взгляд кинозрителя.

007_1

Показательная сцена разговора в баре.

008

Герои находятся в узловых точках и на линиях третей

008_1

Обратите особое внимание на размер головы хозяина кафе (слева) и его собеседника. Рик выглядит намного больше своего собеседника, как физически так и по своему положению в обществе. Он как большая и неприступная гора. Этот прием отлично показывает кто здесь хозяин положения. Свод арки над героями завершает композицию и зацикливает ее на двух героях. Глаз спокойно переходит с одного на другого собеседника

008_2

В следующей сцене происходит еще один разговор с Риком, хозяином заведения

009

Хозяин кафе в узловой точке. Он стоит спиной к девушке, говоря зрителю, что этот диалог его мало интересует и он скоро закончится. Есть более важные дела, чем она

009_1

А теперь обратите внимание на нашу с вами любимую арку над героями. Отличный режиссерский ход по налаживанию визуального диалога между героями. В этой сцене также посмотрите на наклон тел. Девушка явно склоняется в сторону Рика, как зрительно так и по сюжету фильма. Она влюбилась в него. Но Рику все равно на нее. Он отвернулся и занимается своими делами. И чтобы уравновесить наклоны тел девушки и Рика, оператор ставит бармена в правую часть кадра и просит его немного наклониться вперед, в противовес двум другим героям.

009_2

Полет самолета

010

Один из ключевых моментов фильма, ведь все хотят покинуть Касабланку и одним из способом является самолет. В кадре композиция треугольником. Взгяд зацикливается и движется по кругу.

010_1

Игра теней

011

Опять же с помощью арок, создается интересный эффект с тенями. Взгляд зрителя движется от левой стороны кадра в правую. В этом ему помогают световой луч позади полицейского и направление взгляда самого полицейского. Все внимание обращено на то, что делает Рик. А именно, как он достает деньги из сейфа. Но почему режиссер показывает его в тени? Грязные деньги?

011_1

Разговор

012

Правило третей. Голова Рика располагается в узловой точке. И визуально он находится немного выше своего собеседника. Берет верх над ним.

012_1

Композиция треугольником

012_2

Виктор Ласло с Ильзой Лунд появляется в кафе у Рика Блейна к ним подходит Бергер

013

Визуально кадр говорит нам, что обратить внимание следует на говорящих, а не на обстановку вокруг. Своды арок мягко направляют взгляд от верхнего края кадра к нижнему. Тени от листьев за спиной девушки выполняют ту же функцию. Виктор Ласло и Бергер находятся на противоположных концах стола, это так же не случайность. Так явно выделенный торец стола показывает нам, что разговор важен и что стоит следить именно за этими героями. Почему не девушка сидит на краю стола, а именно эти два героя? Потому что в данный момент времени встреча между двумя мужчинами намного важнее. Взгляд зрителя движется от верхнего края кадра к нижнему и между героями, чего и добивался режиссер.

013_1

Диалог с капитаном Рено

Композиция треугольником помогает визуально уравновесить диалог между героями. И если хорошо присмотреться, то в глубине комнаты будет еще одна группа людей, с подобной композицией. Два в одном.

014_1

Прекрасный кадр с Ильзой Лунд. При постановке данной сцены для освещения лица девушки использовалась световая схема "бабочка", так горячо любимая голливудом. Ее смысл заключается в том, чтобы осветить лицо дамы сверху, в результате чего образовывается тень под носом. Плюс контровой свет на волосах, отделяющий голову от фона.

015

Правило третей для портрета. Как я уже упоминал в своей предыдущей статье, глаза модели необходимо размещать либо в узловой точке либо на линии третей. В данном примере хорошо видно, что глаза расположены на линии третей. В кино, в отличие от фотографии, глаза не всегда можно расположить и удерживать долгое время в узловой точке, т.к. картинка постоянно движется, в отличие от статичной фотографии.

015_1

Сцена с Риком после их разговора с Ильзой.

016_1

Все линии в кадре фокусируют внимание зрителя на Рике. Особенно симпатично смотрятся тени от пальм на стенах заведения. А три бокала говорят нам, что разговор закончени и двое покинули место за столом. Остался один Рик.

016

Последние надежды Рика тают, как чернила под дождем. В этом письме Ильза сообщает, что не может уехать вместе с ним из Парижа.

017

Ильза приходит поговорить к Рику

018

Первое на что обращает внимание взгляд это светлый плащ Ильзы, а именно ее плечи. Затем по ооочень длинному шарфу взгляд движется к руке Рика и потом к его глазам, откуда взгляд направляется к ее лицу. Композиция завершена и зациклена. Взгляд ходит по кругу. Очень грамотная сцена. Особенно понравилась фишка с длинным шарфом, ведь можно было одеть шарф любой длины, но нет, был выбран самый длинный и это не случайность. Плюс ко всему, подсвеченная арка, между героями, налаживает визуальный диалог героев.

018_1

Наиболее подходящий и подчеркивающий женскую красоту является свет по схеме "бабочка", когда образуется тень под носом.

020 027

Для мужчин используют "рембрандтовский" свет или освещение половины лица, что позволяет показать героя мужественно и сильно. Рембрандтовский свет - это световая схема при котором одна половина лица освещается полностью, а на второй образуется треугольник из света, расположенный под глазом.

019

Немецкий майор Штрассер

021

С фотографической точки зрения, нам также будет интересно узнать как снимаются диалоги в кинематографе. Посмотрите на два кадра ниже. На них показан диалог Рика и Феррари. В визуальном плане важно закрепить за героем свою половину кадра. В нашем случае левая часть кадра за Риком, а правая за Феррари. И если в течение диалога нечаянно нарушить данный порядок, то получится некий диссонанс в голове у зрителя. Телезритель ничего не поймет, но на языке останется явный осадок, говорящий, что что-то здесь не так. И вторым важным моментом при показе диалога является глубина резкости. Она достигается за счет расположения второго героя к нам спиной и слегка размытым. В результате чего картинка получается объемной и многоплановой.

022 023

Не забываем также про правило третей и располагаем главных героев в узловых точках или их областях

022_1 023_1

Диалог Рика и Ильзы. За Риком левая часть кадра, за Ильзой правая. И не забываем про правило третей и объем в кадре.

024 025

Ильза Лунд со своим мужем Виктором Ласло ведут диалог с Феррари

026

В этом кадре композиция треугольником плюс объем за счет разноплановости

026_1

Рик передает транзитные письма Виктору Ласло

028

Заманчивая форма шляпки Ильзы направляет взгляд на Рика

028_1

Финальные кадры расставания. Дело в шляпе, я бы сказал.

029 030 031

Конец фильма

032

Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы заметить, что данные приемы визуального взаимодействия героев работали, работают и будут работать с незапамятных времен и до нашего времени. Люди никогда не изменятся, как и их восприятие действительности. Основные приемы используемые в этом фильме:

- композиция треугольником

- обыгрывание фона и зацикливание движения глаз зрителя

- активное использование правила третей

- многоплановость

- использование световых схем типа "бабочка" и "рембрандтовский свет"

- закрепление героя за своей половиной кадра при показе диалогов 

 

Все права на картинки принадлежат © Warner Brothers.

фотограф Игорь Сорокин