2014-11-29 Анализ композиции кадра в фильме Конформист Бернардо Бертолуччи

Сегодня я предлагаю вам разобраться в хитросплетениях, предложенных нам известным режиссером Бернардо Бертолуччи. Конформиста я заметил давно. Первый просмотр данного фильма состоялся года два назад, за тарелочкой с кукурузными палочками :) Для начала предлагаю определиться с терминами и выяснить, кто же такой, этот конформист. Приведу цитату из Википедии: Конформизм (от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный»), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд). Теперь приступаем к раскадровке Приспособленца в общем нам решают показать в красных тонах. Или это не конформист? Скоро выясним

001

Название фильма размещено ровно на линии третей. Почему все в красных тонах? Скоро прольется кровь? Революция?

001_1

Телефонный звонок 

002

В кадре присутствует здоровый минимализм. Как это по итальянски! Направляющие линии организованы при помощи подголовника у кровати, подушки и провода телефона. Т.к. изначально здесь минимум лишней информации, то и направляющих линий минимум. Объем в данном кадре создан за счет того, что на переднем плане расположены ноги говорящего

002_1

Это не кадр из кино, это фотография

003

Главный герой точно в узловой точке

003_1

Линии, направляющие взгляд ведут точно в то место, откуда в следующее мгновение появится автомобиль, который подберет нашего героя

003_2

В кадре есть все, что только можно представить. И ритм и линейная перспектива и тональная перспектива. Все это делает его необычайно красивым и художественно ценным.

003_3

Посмотрим на следующую сцену. От одного взгяда на нее получаешь визуальное удовлетворение.

004

Все внимание зрителя направляют на появляющийся из дымки автомобиль с нашим героем. Плюс ко всему мы имеем наличие линейной и тональной перспективы, а также ритма. И все это в одном кадре! Это вам не какие-то там трансформеры.

004_1

Смотрите какой минимализм

005

Правило третей

005_1

Посмотрите на следующие два кадра. Какой стиль, какая цветовая гамма. Это не кино - это фотографическая композиция.

006 007

Кино должно быть именно таким. Объемным, с правильным светом и грамотным управлением взглядом зрителя.

008

Объем в кадре достигается за счет двухплановости. На переднем плане расположена затемненная голова мужчины. И это немаловажно, ведь во многих фильмах также есть двухплановость, но объект, располагающийся ближе к зрителю, почему то забывают затемнять. А у стены располагается слепой мужчина, читающий руками текст. Мужчина подсвечен рембрандтовским светом. И все направляющие линии имеют своей целью привести взгляд кинозрителя именно к этому человеку.

008_1

Белая рама делает кадр

009

Главный герой в том месте кадра, где ему и положено быть

009_1

Направляющие линии ведут взгляд к разговаривающим людям

 009_2

Кадр хорош во всех ипостасях. Особенно нравится то, что фон никоим образом не "дерется" и не конфликтует с главными героями.

010 010_1

Взгляд пожилого мужчины и линии в кадре сосредотачивают внимание зрителя на молодом человеке, сидящем к нам спиной. Кадр в целом достаточно темный, в нем подсвечено только то, что нужно. Ничего лишнего. Даже некий элемент абстрактности присутствует здесь

010_2

Марчело Клеричи, так зовут нашего героя, направляется на встречу с министром.

011

Это холодный и неуютный кадр. Серые и черные цвета подчеркивают обстановку. Обратите внимание как с помощью поворота стола, оператор нам показывает направление в котором пойдет герой.

011_1 Красиво 012

Линейная перспектива указывает нам направление в котором идет герой. В кадре есть ритм, есть перспектива, есть контраст. Все очень складно.

012_1

Марчело Клеричи заглядывает к министру

013

А у министра на столе секретарша

014

Стол министра в середине кадра и к нему ведут направляющие линии, образующиеся с помощью дорожки и части герба, висящего на стене. Колонны по бокам подчеркивают масштаб этого человека и его важность. Здесь он показан как титан, как самый главный человек на земле для Марчело. В кадре есть перспектива, есть ритм. Вообще есть все, что нужно. Этим и примечателен данный фильм. Он очень красив по построению и проектированию сцен.

014_1

Место действия фильма скоро переместится в Париж

015

Кадр короткий, но емкий. Со своей атмосферой.

015_1

Клевый кадр. Ритм на платье девушки. Ритм на жалюзях. Очень "зебристая" сцена.

016

Помимо ритма в кадре присутствует и объем, создающийся за счет девушки с желтым букетом на переднем плане

016_1

Сцена обеда. Все предметы расположены на своих местах, ничто и никто не перекрывает друг друга

017

Джулия читает анонимное письмо

018

Свет, проходящий сквозь жалюзи мягко концентрирует взгляд на письме и Джулии. А бутылка не дает взгляду покинуть пределы кадра

018_1

Мать и сын Клеричи навещают отца в психиатрической больнице. По моему это самый абстрактный кадр из всего фильма, показывающих разобщение и отчуждение в их семье. Все стоят порознь друг от друга

019

Просто красивый кадр

020

Марчело и Джулия сидят в поезде

021

Голова Джулии очень красиво вписана в одно из окон вагона

021_1

Клеричи идет получать новое задание

022 023

Марчело получает новые указания убить профессора Квадри. И новый крепкий орешек разбит гос машиной. Символичный кадр

024

Марчело готов выполнить задание

025

Марчело и Джулия едут в поезде в Париж

026

В доме у профессора Квадри. Замечательное обрамление в кадре с помощью арки

027

Четкий ритм арки затягивает нас внутрь помещения и уже не хочется покидать его. Теплые оттенки только способствуют этому. Все внимание сосредотачивается на группе людей

027_1

Встреча Марчело и Анны в балетной школе. Очень простой и лаконичный кадр. Люблю такое построение сцен, когда ничего не мешает и не накладывается друг на друга, когда фон дружелюбен к героям

028

Анна и Джулия после покупок возвращаются в номер отеля

029

Ритмичный кадр с замечательной линейной перспективой. Лавочки и заборчик справа делают свое дело и ведут взгляд вслед за героинями

029_1

Марчело, вслед за дамами, возвращается в отель

030

Отличная перспектива, отличный ритм. Направляющие линии ведут взгляд по ходу движения главного героя

030_1

Танго в Париже. Здесь взаимосвязь осуществляется с помощью цвета. Обратите внимание как много дам в красном вокруг. Оконные рамы также окрашены в данный цвет. Все очень гармонично

031

Анна просит Марчело спасти ее от смерти, но он остается безучастным наблюдателем в данной сцене. Кадр объемный и эмоциональный. Объем достигается за счет разноплановости. На первом плане киллер Манганьело, на заднем Марчело и Анна, которая замечательно и очень точно вписывается в окно автомобиля. Никто никого не перекрывает, все очень грамотно

033

Классный кадр, полный взаимосвязей

034

Обратите внимание на то, как визуально взаимосвязаны части в кадре. В левой и правой части очень много линий, полос, образующихся с помощью различных предметов. Это прекрасно

034_1

Смотрите какой порядок вещей в кадре. Не устану повторять, что ни один предмет визуально не пересекает другой и не закрывает частично или полностью.

035

Произошло падение режима Муссолини. Марчело уходит на встречу со старым другом Итали

036

Здесь главная визуальная взаимосвязь осуществляется между рисунком на спине Джулии и вставками на двери. Она не хочет его отпускать, не хочет чтобы он открывал дверь и уходил, она боится остаться одна. Именно поэтому такая связь

036_1

Марчело на улице встречает Лино, которого он думал, что убил в детстве.

037

Кадр прекрасен своей структурой, простой и легкой, но в то же время действенной. Ритм и перспектива в кадре образуются за счет колонн в этом темном помещении. Также присутствует многоплановость. На переднем плане Лино и Марчело, на заднем случайные свидетели этой стычки. Все наблюдают чем же все кончится

037_1

Вот такой замечательный фильм, рекомендую его всем к просмотру. Особенно тем, кто еще никогда не смотрел его. Очень показательный и правильный, в плане выстраивания кадра, организации движения глаз, да и просто с интересной историей. В своей статье я не затрагивал общественно-политический аспект данной киноленты, меня интересовала лишь визуальная составляющая. Для тех же граждан, чей пытливый ум хочет большего, есть много хороших статей об истории создания фильма. Читайте и развивайтесь. А я с вами прощаюсь и говорю:  "До новый встреч!"

фотограф Игорь Сорокин